Экологическая газета «Лесные тайны» проект с учащимися 4 кл. Учитель Максименко Н.В.

  РАЙОННЫЙ ЭТАП ЗАОЧНОГО КОНКУРСА        ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ  «ЗАПОВЕДНЫЙ КРАЙ»

  НОМИНАЦИЯ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ:

Экологическая газета

 «Лесные тайны»

     2012-2013 учебный год

                                                          -1-

Заметки эколога

 

Заповедная зона Брянщины                              

 

    Дикая природа Брянского края уникальна. Кто не слышал про знаменитый Брянский лес? Он протянулся широкой полосой через всю Брянскую область. Известный русский писатель Константин Паустовский писал, что брянские сосновые леса всегда были лучшими в стране, а до революции брянская сосна ценилась на внутреннем и европейском рынке дороже всякой другой. И сейчас сосна – настоящая жемчужина брянского леса.

         Для сохранения и восстановления уникальной природы брянского леса в 1987 году его южная часть была объявлена заповедником. Здесь были запрещены все виды хозяйственной деятельности.

      Здесь сохранились широколиственные леса из дуба и ясеня и высокопродуктивные в России сосняки. В заповеднике обычны такие таёжные виды, как мохнатый сыч, кедровка, глухарь. На берегах рек повсюду видны погрызы бобров. Из лесных ручьёв, перегороженных бобровыми плотинами, вытекает чистая вода. Вообще здесь зверя встретить проще, чем человека. Из буйных прибрежных заводей к воде выходят лоси, кабаны, косули. На мокром песке всегда можно найти следы выдры.

          В заповеднике обитают почти 60 видов млекопитающих, 180 видов птиц, 30 видов рыб. Здесь произрастают около 300 видов грибов. Заповедники дают спасительный приют многим редким и исчезающим растениям и животным.

 

 

Куница

 

Куница – хищный зверёк. Длина тела достигает 50-55 сантиметров. У неё острая мордочка, короткие уши и острые маленькие когти, с помощью которых она легко лазает по деревьям. Мех у куницы от светло-бурого до тёмно-бурого. Живёт она в лесах, селится в дуплах, гнёздах птиц и белок. Питается куница белками, мелкими грызунами, различными птицами, ест также мёд и плоды. Иногда опустошает курятники.

 

Лось

Лось – лесной исполин. Это грациозное животное с огромными ветвистыми рогами вызывает восхищение у каждого, кому посчастливилось с ним повстречаться.  Питается он исключительно растительной пищей. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Весной у них появляются детёныши. Лосиха очень заботливая мать. Маленькие лосята питаются материнским молоком, а позднее травой.

                                            -2-

 

Просьба цветов

 

Мы очень красиво смотримся в вазе, но нам лучше расти в поле, на лугу, в лесу. Остановитесь! Подумайте, прежде чем нас сорвать. Ведь всё меньше красивых цветов остаётся на наших лугах и в лесах из-за бездумного сбора. Сорванные в букеты цветы быстро вянут. Старайтесь любоваться нами на природе!

 

Лесное богатство

 

О животном и растительном мире леса можно говорить бесконечно. Птицы, живущие в лесной полосе, разнообразные виды животных. А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли свой дом. И все они и есть лес!

                            

Проба пера

 

Мечта

Проходил колючий ёж:

— Как ты заинька живёшь?

— Не всегда всё хорошо –

Вот охотник в лес пришёл

И давай стрелять с ружья…

 Чуть он не попал в меня!

— А меня никто не тронет –

В заповеднике живу!

Вдалеке там волки воют

В гости я их позову.

Муравьишко ветку нёс,

Пропищал восторженно:

«А мой домик аккуратно

Тоже огорожен».

Лось, услышав разговор,

Рассказать торопится,

Что столовые в лесу

Для зверей возводятся.

«Мне сегодня снился сон»,-

Прошептал подснежник,

Что Россия превратилась

В общий заповедник.

 

                                                              -3-

 Лось ( шуточное стихотворение)

Долго лось шёл по дорожке,

У него устали ножки.

Шёл он долго. Был в пути

Половину тридцати.

 

Был он старый и седой,

С очень длинной бородой.

Вот он другу говорит:

«У меня радикулит!»

 

Вдруг откуда ни возьмись

Человек с винтовкой.

Зоркий и пытливый весь,

Сразу видно: ловкий.

 

Он лося заметил вмиг,

Улыбнулся озорник.

Лось забыл радикулит

И бежит, бежит, бежит!  

 

 

 Сказка «Лисица и ворона»

 

В одной из берёзовых рощ, неподалёку от чистого звонкого ручья, жила – была лиса со своими маленькими лисятами .Ночью они спокойно спали в своей норе, а днём резвились на лужайке рядом с домом. Лисица – мама не могла налюбоваться на своих симпатичных лисят.

      Но пришло время отправляться на охоту. Лиса приказала никуда от дома не отлучаться и держаться всем вместе. Не могла она привыкнуть к новому закону леса, который обеспечивал неприкосновенность каждому его жителю.

        Не прошло и часа, как лиса услышала громкие хлопки. «Что это?» — подумала она. Ни минуты не раздумывая, она пустилась со всех ног к своим детям.

       «Куда, подруга, бежишь?» — спросила ворона, которая летела ей навстречу. «Выстрелы услышала, вот и бегу к зайчатам!» — на ходу ответила лиса. «Нечего тебе беспокоиться. Ведь лес у нас необычный. Никто не тронет твоих зайчат!» — успокоила ворона.

      Лиса со спокойной душой отправилась на охоту. Вернулась домой она только к вечеру. А в норе, сладко посапывая, спали её маленькие лисята. «Как хорошо, когда тебе некого бояться!» — подумала лиса и легла рядом со своими лисятами, стараясь обогреть их своим телом.

 

 

                                                                — 4-

 

 Дружная семейка  (рассказ)   

Однажды, вместе с дедушкой, я побывал в лесу. Дедушка занялся своей работой, а я решил изучить территорию, которая была рядом.

       Буквально через несколько минут я оказался около огромной кучи мелких веточек, соринок, а в ней кишели муравьи. У меня сразу возник вопрос: «А как она устроена? Может там настоящий муравьиный городок?» Мне очень захотелось посмотреть. Я вооружился палкой и решил раскопать эту кучу. Только прикоснулся, муравьи заметно засуетились.И тут я услышал дедушкин голос: «  Не тронь!» Дедушка подошёл ко мне и рассказал о том, что муравьи очень полезные жители леса. В мире их существует около 8800 видов. В одном муравейнике может жить до 1000 000 муравьёв Они являются настоящими санитарами. И мы стали наблюдать за их работой. У этого трудолюбивого лесного «народа» были проложены тропинки к их домику, по которым тянулась вереница муравьёв. Вот вчетвером, стараясь друг другу помочь, тянут мёртвую гусеницу, а неподалёку два муравья несут прутик. Дедушка сказал, что муравей может поднять груз в 100 раз больше собственного веса.  «Это ж, сколько им надо трудиться, чтобы построить себе такой дом?»- спросил я у дедушки. «Долго, очень долго!- сурово ответил дед. А человек разрушить может за одну минуту. Мы порой не думаем, что творим и этим вредим природе».

      Когда мы возвращались домой, мы увидели ещё один муравейник. Он был аккуратно огорожен. «Кто это сделал?»- спросил я. «Это сделал человек, которого по праву можно назвать настоящим другом природы. Муравьи – очень благородные насекомые. Здоровые особи заботятся о своих собратьях-инвалидах, кормят и ухаживают за ними», — с гордостью ответил дед.

       До дома мы шли молча. Я думал, что обязательно обо всём этом расскажу ребятам.

 

    Проделки Пыхтелки

В лесной зелёной чаще,                       И принесли Пыхтелку

Среди густой травы,                             Из лесу домой.                          

Жил ёжик настоящий                           И целую коробку

В корнях большой сосны.                   Наполнили травой,                                       

А жил он с мамой, с папой –               И молочка налили

С родителями жил.                               В мисочку ему,

Но только без иголок                           Морковку положили

Пока ещё ходил.                                   Ежонку своему.

    Точней иголки были,                            Но ёжик всё боялся

     Как мягкие пушинки –                        И кушать не хотел,

Топорщились забавно                         Царапался, кусался,

У ёжика на спинке.                              Испуганно глядел.

А ёжик наш, Пыхтелка,                       И загрустил ежонок

Вот непоседа был!                               В коробке у ребят.

                                           -5-

И в каждую лазейку                             Он вспоминал всё маму                 

Он вылезть норовил.                            И братиков ежат.

 

Ворчал сердито папа:                         Не ел, не пил Пыхтелка —

«Какой противный ёж!»                     Залез он в уголок,

Ругалась даже мама:                           Свернулся, распушился,

«Куда ты всё ползёшь?                       Как будто колобок.

 

Мы вместе все гуляем                        Сказала тут ребятам                      

Семьёю по ночам,                               Бабушка-старушка:

И пищу добываем,                             «Несите в лес ежонка,

И кушаем: ням-ням!                            Ведь он вам не игрушка!»

 

А ты один, Пыхтелка,                         Послушались детишки,

Из норки не ходи,                                В корзинку положили

И целый день в кроватке                    И под сосной зелёной

Тихонечко сиди!»                                Пыхтелку отпустили.

 

Но вот однажды утром,                     Тут вышла из-за кочки

Когда легли все спать,                       Ежиха — его мама,

Наш непоседа шустрый                     Обнюхала сыночка,

Отправился гулять.                            Лизнула в носик прямо.

 

Он бегал по тропинкам,                    И счастлив был ежонок,

Цветочки громко нюхал,                  Что вновь вернулся к маме,

И разные травинки                            В свою родную норку                       

Щекотали брюхо…                           На лесной поляне.

 

Тут видит: великаны                          А вы, ребята тоже

К нему вдруг подошли,                      Подумайте всегда,

Огромными руками                            И маленьким зверюшкам

Подняли от земли.                              Не делайте вреда.

 

И громко закричали:                          Не забирайте малышей

«Cмотри, какой смешной!                 Из лесу домой,

И вовсе не колючий –                        Ведь эта вся природа

Возьмём его домой!»                         И лес – их дом родной!

 

А это были дети –

Ежонок ведь не знал,

Что великаны эти

Не причиняют зла.

 

 

                                                          -6-

Сценарий устного журнала «Мир заповедной природы» разработан с целью организации воспитательной работы  в начальных классах и дошкольных учреждениях.

 

Цель: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о лесе нашего края и о его жителях, правильном и бережном отношении к ним;

воспитывать нравственно-эстетические качества, патриотические чувства, стремление больше узнать о природе родного края.

 

Подготовительная работа: разучивание учащимися стихотворений о лесе, о животных, о деревьях; подготовка выступлений – рассказов о деревьях и животных; подбор загадок о растениях и животных; выполнение рисунков «Заповедный край».

 

                 Ход праздника

  1. 1.     Вступительная беседа

 

Учитель. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Цветы и травы, деревья и кустарники и конечно же лес. И мы сегодня поговорим о нём, о его обитателях и его проблемах.

1-й уч: Хорошо в лесу зелёном!     2-й  Шуми, шуми зелёный лес!                        

            Травы стелются ковром,             Знаком мне шум твой величавый…

            А резные листья клёнов              Твоё молчание немое

            Укрывают нас шатром.               И твой таинственный язык.

            Мы идём лесной тропою,           Как что-то близкое, родное…

            Смотрим мы по сторонам –                    (И.С. Никитин)

            Пахнет травами и хвоей,

            Блики бродят по стволам.

 

2. Странички устного журнала

— Мы перелистываем первую страничку нашего журнала и поговорим о близких и родных нам  обитателях наших лесов. А точнее попытаемся их узнать в наших загадках.

Страничка первая. «Угадай-ка!» (Загадки о деревьях)

     Прямо в небо рвутся, ввысь;        Осень тихая настанет,

Ты внимательно всмотрись:         Дивным дерево то станет:

Не берёзы, не осинки,                   Листья – звёзды яркие,

Нет листочков, есть хвоинки.       Золотые, жаркие.  (Клён)        

                                   ( ели)                   

    Что за дерево такое                           Русская красавица

    Угощает снегирей?                           Всем нам очень нравится

    Снег стоит, трещат морозы,            Бела она, стройна,

    Ну, а ягоды вкусней! (Рябина)       Одежда зелена  (Берёза)

                                                      -7-

 Страничка 2 «Каждое дерево интересно»

(домашнее задание)

     Выступление учеников с сообщениями о деревьях.

1-е выступление: «Могучее дерево наших лесов».

2-е выступление: «Символ России.».

 

 

Страничка 3. «Поэтическая».

Ребята читают стихи о русском лесе, о деревьях и животных нашего края.

    Лось

Снег колючий, ноздреватый

У деснянских берегов,

Над рекой застыл сохатый

С жёсткой кроною рогов.

Будто вылит из гранита,

Будто врос в узор лесной,

Словно скульптор знаменитый

Обласкал его рукой.

Он стоит, раздувши ноздри,

В обрамлении берёз,

Сильный, гордый, грациозный

Зверь лесной – красавец лось!

 

    Люблю берёзку русскую

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике.

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся,- но не ломится.

               (А.Прокофьев)

      Дуб

Задевая тучи

Головой седою,

Дуб стоит могучий

                                         -8-

Буря птицей чёрной

Вдруг засвищет в кроне,

Дуб стоит спокойный,

Словно царь в короне.

Смотрит в поднебесье

Всех в округе выше!

Много знает песен,

Много сказок слышит.     (Я.Купала, пер. Т.Шарыгиной)

     Черёмуха

Вот черёмухи кустик,

В белом кружеве весь.

Ароматом разносит

О цветении весть.

Ветерок пронесётся-

Облетят лепестки:

Точно память о снеге

На исходе весны.

Лепесточки-снежинки

В танце чудном кружат:

Облетает с черёмух

Белоснежный наряд.

Точно облако снега-

      Покружился и пал…

Только он не растаял

И водою не стал.

                                 (А.В.Кочергина)

 

    Страничка 4. «Развлекательная»

Задание:

( ребята делятся на две группы)

Собери пословицу и объясни её смысл

 

а) Ветка, клетка, золотая, зелёная, соловью, лучше, нужно, не.

(Не нужна соловью золотая клетка, лучше зелёная ветка.)

     б) Много, мало, леса, не, леса, губи, береги.

(Много леса – не губи, мало леса – береги.)

 

Страничка 4. «Художник-эколог»

(Выступление ученика)              И сидели снегири

Я сегодня днём была                   На ветвях-качелях.

На лесной поляне,                       А берёза и ольха     .                 

То, что видела вокруг                 В кружево рядились.                 

Расскажу я маме.                          На их ветках отдохнуть

Тихо падал там снежок-              Белочки садились.

                                       -9-

Лёгкий и пушистый,                    Краски я сейчас возьму-

Укрывая зимний лес                    Белую, цветную-

Мехом серебристым.                   И в альбоме голубом

И цветы из хрусталя                    Лес я нарисую.

Над прудом звенели,

 (Оформление выставки рисунков учащихся «Зелёная планета глазами детей». Домашнее задание.)

 

Страничка 5. «Законы леса»

Обсуждение ситуаций:

  1. «Ты пошёл с классом в поход в лес. Несколько ребят, увидев полянку мухоморов и поганок, стали сбивать их и топтать ногами». Что бы вы сказали этим ребятам?
  2. «Ты пошёл с друзьями в лес отдыхать. Развели костёр. Устроили обед на природе. Когда стали собираться домой, кучи мусора лежали вокруг горящего костра. Что бы ты сказал ребятам?

     3.    «Вы с друзьями отправились в лес. Что бы не заблудиться Витя стал              делать зарубки на стволах деревьев, а Саша сламывал верхушки молодых деревьев. Что бы ты сказал друзьям?

     4.«Вы с классом пошли в поход в лес. Попали на поляну, где цвели ландыши. Девочки стали собирать букеты. А Наташа поймала красивую бабочку. Что бы ты сказал девочкам?

    Попробуй с помощью знаков изобразить правила леса, которые бы ты расставил при входе в лес.

 

Работа в группах. Класс делится на 3-4 группы.

Нарисуй с помощью знаков правило друзей леса.

      Страничка 6. «Практическая».

Для учащихся звучат вопросы о пользе деревьев для лесных жителей и людей:

 

— Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Берёза)

— Какие лесные жители едят жёлуди? (Кабан, медведь, лось, белка, бурундук)

— Какой гриб любит жить под берёзой? (Подберёзовик). А какой под осиной? (Подосиновик)

— Кто из обитателей леса любит лакомиться семенами  шишек? ( Медведь, лось, белка, бурундук, дятел, клест).

-Кто любит полакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц).

— Кому в лесу по нраву ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка, бурундук)

 

 

                                   -10

Обсудив эти вопросы, мы ещё раз подтвердили ту огромную роль, которую играет лес в жизни человека и его обитателей.

Значение леса показано и в задаче, которую мы попробуем решить.

 

«Одно дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. Из-за выхлопных газов в городе поступление кислорода снижается в 10 раз. Сколько необходимо деревьев, чтобы обеспечить кислородом 50 человек?

(Обсуждение в группах. Выступление одного ученика.)

 

      Страничка 7. «Итоговая».

      В родном краю

1-й ученик: Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

     Богаты мы!

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озёрах,

И считанные рыбы, зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы!    ( Р. Рождественский)

 

2-й ученик: И чтобы такое не случилось,

Мы должны помогать природе и беречь её!

 

« Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».

                                                                                                   Л.Н. Толстой       

 

 

 

 

Газету подготовили: Походина Алёна, Грецкая Ольга, Новицкая Нино, Блинкова Мария, Чертов Андрей — учащиеся 4 класса

        МБОУ Чуровичская средняя общеобразовательная школа,

 Климовский район

 

Руководитель группы: Максименко Наталья Владимировна, учитель начальных классов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *