Урок математики в 3-м классе по теме: единица площади»Квадратный дециметр»

Цели урока: познакомить учащихся с новой единицей измерения площади – квадратным дециметром.

Задачи:

  • Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление  о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; Вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
  • Воспитывать умение работать в паре, усидчивость, аккуратность.

ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы и цели урока

– Чтобы узнать,  чем мы сегодня будем работать, выполним  задания разминки. Найти лишнее в каждой группе и выбрать соответствующую букву.

1)

П)   3, 5, 7
Р)   16, 20, 24
С)   28, 32, 36

2)

К)  5 + 5 + 5
Л)  5 + 23 + 8
М) 23 + 23 + 8

3) Выберите решение задачи: «К кормушке прилетело 36 синичек, поползней в 9 раз меньше. Сколько прилетело поползней?»

О)  36 : 9
П)  36 – 9
Р)   36 + 9

4)

Ч)  ПРЯМОУГОЛЬНИК
Ш) КВАДРАТ
Щ) ТРЕУГОЛЬНИК

5)

А) КГ
Б) ММ
В) СМ

6)

Г) (5 + 3)   2
Д) (5 – 3)   2
Е) 5   2 + 3   2

7)

Ь) ВО ? РАЗ БОЛЬШЕ  ( х )
Э) ВО ? РАЗ БОЛЬШЕ  ( : )
Я) ВО ? РАЗ МЕНЬШЕ  ( : )

– Прочитайте, какое слово у вас получилось. (Площадь)
– Как вы думаете, почему? (На предыдущих уроках мы учились вычислять площадь фигур)
– Продолжим эту работу и познакомимся с новой единице измерения площади.
– Площадь какой фигуры мы уже умеем вычислять?(квадрата и прямоугольника)
– Назовите единицу измерения площади.(кв.см)

  1. Актуализация знаний

1) Математический диктант

  1. Вычислите произведение чисел 4 и 8
  2. Увеличьте число 8 в 6 раз
  3. Уменьшите число 40 в 4 раза
  4. Из 14 м ткани портной сшил 7 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани уходило на каждый костюм?
  5. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 15.
  6. Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 2 см?
  7. Сколько см в 1 дм?
  8. Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг каждая. Сколько кг краски всего купили?

Ответы: 32, 48, 10, , 5, 8 см, 10см, 12 кг.

– На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы? (Простые числа и именованные; четные и нечетные; однозначные и двузначные)
-Что значит именованные числа? (это числа полученные при измерении величин, которые сопровождаются названием единиц измерения)                               -Подчеркните именованные числа. Среди именованных назовите лишнее.)(12 кг)

2) Преобразование величин

(Индивидуальную работу у доски выполняют 2 ученика)

– А сейчас проверим, как  ученики выполнили преобразование именованных величин

1 см =10 мм
1 дм = 10 см
1 м = 10дм
65 см = 6 дм 5  см
27 мм = 2 см 7 мм
8 м 9 дм =89  дм

 

– Что измеряют в этих единицах?(Длину)
– А какие еще единицы измерений вы знаете?(Единицы измерения площади)

3) Решение задач на нахождение площади прямоугольника и квадрата.

На доске фигуры (прямоугольники и квадраты).

– Давайте вспомним формулы нахождения площадей этих фигур.

(Один из учеников выходит и из множества формул нахождения периметра и площади для прямоугольников и квадратов выбирает необходимые).

Sпрямоугольника = а х  в

Sквадрата = а  х а

Pквадрата = а  х  4

Pпрямоугольника = (а + в) х 2

– Какая единица измерения площади вам известна? (см2)

-Что из себя представляет квадратный сантиметр? (это квадрат, сторона которого равна 1 см )

– Какая у него площадь? (1 см2)

III. Актуализация.

1)  – Сегодня мы продолжим говорить о площади прямоугольника и познакомимся с новой единицей измерения площади, новой меркой.

Разделите числа на 2 группы:

3 см
2 дм
46
4 мм
100
18 см2
2 дм2
18

 (Числа можно разделить на именованные числа  и обычные числа,  числа обозначающие длину, площадь)

– Прочитайте единицы площади? (18 квадратных сантиметров, 2 квадратных дециметра)
– Какие могут быть стороны прямоугольника с площадью 18  кв.см? (2 см и 9 см, 6 см и 3 см, 18 см и 1 см)
– С какой единицей площади мы уже знакомы? (Квадратный сантиметр).
– А о какой единице площади из названных мы еще подробно не говорили?  (дм2)
– Попробуйте сформулировать тему урока?   (Познакомимся с квадратным дециметром)
– Мы познакомимся с  квадратным дециметром, узнаем, как он связан с квадратным сантиметром, будем учиться решать задачи с использованием новой единицы площади
–  Но давайте вспомним, какими способами можно измерить площадь прямоугольника(Разделить на квадратные сантиметры с помощью палетки;  наложением фигур; приложением мерки; измерить длину и ширину и перемножить данные).

2) Работа в парах

– Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столе конверт с фигурами. Достаньте из конвертазеленый прямоугольник и самостоятельно найдите его площадь.
– Давайте вспомним, что нужно для этого сделать?(Измерить длину и ширину, умножить длину на ширину)

3 х 4 =12 кв. см.

– Мы узнали площадь прямоугольника. Она равна 12 кв.см. В каких единицах мы измерили площадь данного прямоугольника?(В кв.см).

  1. Новая тема

1) Знакомство с квадратным  дециметром

– Положите перед собой желтый прямоугольник и достаньте из конвертамаленький квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (Это мерка – 1 квадратный сантиметр)
– Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника.  Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик)
– Какова площадь этого прямоугольника? (Не успели узнать)
– Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать)
– В конверте  есть еще одна мерка, большая , попробуйте измерить с помощью этой мерки. (Мерка поместилась 2 раза)
– А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять)
– А теперь с помощью линейки
измерьте стороны большой мерки (10 см)
– Как по другому записать 10 см? (1 дм)

10 см = 1 дм

Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм. Посмотрите в тетрадь на начерченный вами маленький квадрат. Сравните с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).

2) Работа с учебником

– Чтение объяснения на странице (с.66).
– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
– Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм2? (Площадь учебника, тетради, стола, доски).

3) Связь квадратного дм и квадратного см.

– А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм. Как это можно сделать?  ( Разделить большой квадрат на кв. см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).
– Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать.
– Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (Перемножить 10 на 10)
– Посчитайте. (100 кв. см)

1 кв. дм = 100 кв.см   

– Итак, что мы сейчас узнали? (Как кв. дм связан с кв. см) 

                             физкультминутка

  1. Закрепление

– Сейчас мы будем учиться решать задачи, используя новую единицу площади.

Задача   с .66, № 3

– Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?
– В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)
– Почему? (Зеркало большое)Ученик у доски решает с объяснением.

10х5=50 (кв.дм)

 

2) Задача с.67, № 4 (Два ученика у доски)

 

3) Решение примеров (Устно по цепочке)

Л –   9 х (38 – 30) =                                      М –     8 х 7 + 5 х 2 =
О –   65 – (49 – 19) =                                    Ц –      9 х 9 + 28 : 7 =
Д –   28 + 45 : 5 =                                         Ы –      7 х (100 – 91) =

66 35 72 35 37 85 63
М О Л О Д Ц Ы
  1. Итог урока

– Наш урок подошел к концу.
– Над какой темой работали?
– В каких единицах измеряется площадь?
– Сколько в 1 квадратном ДМ квадратных СМ?
– Что нового вы для себя узнали?
– Что вам понравилось делать больше всего?
– А в чем были трудности?

VII. Домашнее задание

– Повторите новый материал, и закрепить умение находить площадь прямоугольников – с.66, № 2

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *